+7 (903) 431-48-10
г. Ростов-на-Дону
ул. Московская, 43/13, этаж 4, офис 414
e-mail: qwerty22088@rambler.ru
Режим работы:
пн - сб с 10:00 до 20:00
вс - выходной


Готовимся к проверке Государственной инспекции труда (охрана труда)

Настоящая статья определяет последовательность действий работодателя, обнаружившего наименование своей организации в сводном плане проверок Государственной инспекции труда на сайте Прокуратуры Ростовской области.

При проведении проверок по охране труда государственные инспекторы выявляют большое количество нарушений, многие из которых можно исправить на стадии подготовки к проверке.

Рассмотрим наиболее распространенные из них.

Нарушение 1. Отсутствует журнал регистрации вводного инструктажа.

Нарушение 2. Работодатели инструктируют только работников производственных подразделений, тогда как вводный инструктаж по охране труда распространяется на всех сотрудников.

 

Что можно исправить по нарушениям 1-2.

В первую очередь необходимо определить ответственного за организацию охраны труда в компании приказом руководителя.

В организации с численностью персонала более 50 работников необходимо создать службу охраны труда или ввести должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (ст. 217 ТК РФ).

Если численность работников составляет 50 и менее человек руководитель может приказом определить ответственного (с его согласия) за организацию охраны труда в компании, который после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

С 1 декабря 2010 года такое обучение проводят только аккредитованные организации. По окончании обучения сотрудник получит специальное разрешение на проведение инструктажа по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы (специалиста) по охране труда можно заключить договор с аккредитованной организацией, оказывающей услуги в этой области.

Журнал регистрации вводного инструктажа нужно прошнуровать, пронумеровать, а также скрепить печатью и подписью руководителя предприятия. В этом журнале в обязательном порядке указывают дату инструктажа, фамилию, инициалы и профессию (должность) инструктируемого. Оба работника – и тот, кто проводил инструктаж, и тот, кого инструктировали, ставят в журнале свои подписи. После прохождения вводного инструктажа ответственный за его проведение должен проверить, как работник усвоил полученные знания, и выдать ему под расписку инструкцию по охране труда.

 

Нарушение 3. Нет программ первичного инструктажа по охране труда на рабочем месте для конкретных профессий или видов работ.

Нарушение 4. Не ведется Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.

Нарушение 5. Работников допускают к работе без обучения и проверки знаний по охране труда и стажировки на рабочих местах.

Нарушение 6. Отсутствует перечень работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте.

Нарушение 7. Работодатель проводит только целевой инструктаж работников при необходимости их полного обучения правилам охраны труда.

Что можно исправить по нарушениям 3-7.

Приказом поручить разработку программы инструктажа руководителям производственных и структурных подразделений (начальникам, мастерам, механикам, технологам и другим специалистам) на основании действующих правил и норм охраны труда, типовых инструкций по охране труда с учетом конкретных производственных условий. Затем эту программу необходимо согласовать со службой охраны труда (инженером по охране труда) и утвердить у руководителя предприятия.

Чтобы предупредить нарушения, которые могут привести к несчастному случаю на производстве, необходимо разработать полный инструктаж по охране труда при выполнении опасных видов работ и не допускать к их выполнению необученных сотрудников. Также можно применять контролирующую технику при выполнении опасных работ, например, оборудовать помещения или территории, где проводятся работы, видеокамерами, чтобы можно было судить о происшествии на основе фиксированных событий.

Нарушение 8. Работодатель пропускает сроки проведения повторного инструктажа.

Что можно исправить по нарушению 8.

Повторный инструктаж проводится не реже одного раза в полугодие, а для отдельных категорий работников – не реже одного раза в год. Отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда может быть установлена квартальная периодичность проведения повторного инструктажа при осуществлении опасных работ.

Повторный инструктаж проводится по программе первичного инструктажа на рабочем месте в полном объеме. Инструктаж может быть дополнен следующими вопросами: ознакомление с приказами, распоряжениями, указаниями руководства предприятия по вопросам охраны труда; проработка отдельных положений инструкции, по которым имеются нарушения; объяснение и показ (при необходимости) правильных, безопасных методов и приемов работы.

Нарушение 9. Нет приказов, регламентирующих мероприятия по обучению и проверке охраны труда.

Нарушение 10. Нет инструкций по охране труда.

Что можно исправить по нарушениям 9-10.

В первую очередь нужно издать приказ о разработке инструкций по охране труда. Это будет основной документ, на основании которого можно утверждать последующие приказы:

  • о наличии Перечня работ и профессий, по которым должны разрабатываться инструкции по охране труда (исходя из наличия профессий и видов работ);
  • о наличии Перечня инструкций по охране труда, действующих в организации;
  • о вводе в действие инструкций по охране труда;
  • о продлении срока действия инструкций по охране труда, наличии и порядке ведения журнала учета инструкций по охране труда, наличии и порядке ведения журналов учета выдачи инструкций по охране труда в структурных подразделениях, наличии инструкций по охране труда в структурных подразделениях.

Для разработки локальных инструкций используют меж­отраслевые (отраслевые) типовые инструкции по охране труда (при их отсутствии – межотраслевые или отраслевые правила по охране труда), требования безопасности, изложенные в эксплуатационной и ремонтной документации изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации. Естественно необходимо учитывать специфику конкретного предприятия.

Приказом по организации можно поручить разработку программы инструктажа руководителям производственных подразделений – начальникам, мастерам, механикам, технологам и другим специалистам. Затем эту программу необходимо согласовать со службой охраны труда (инженером по охране труда) и утвердить у руководителя предприятия.

Нарушение 11. Руководители и специалисты не проходят проверку знаний по охране труда.

Нарушение 12. Не созданы специальные комиссии по проверке знаний охраны труда.

Что можно исправить по нарушениям 11-12.

Необходимо составить список руководящих работников и специалистов производственных подразделений, обязанных проходить проверку знаний по охране труда, и указать в нем периодичность проведения проверки. Этот список утверждает руководитель организации. Затем необходимо составить график проверки знаний по охране труда и утвердить у руководителя предприятия. Все сотрудники, которые проходят проверку знаний по охране труда, должны ознакомиться с этим графиком.

Проведению проверки должна предшествовать специальная подготовка работников, упомянутых в списке, по наиболее важным вопросам охраны труда. Обучение можно проводить, например, в форме краткосрочных семинаров, бесед или консультаций. Главное – предварительно составить учебный план и программу обучения, а затем разработать перечень контрольных вопросов для проверки. Кроме того, необходимо создать постоянно действующую экзаменационную комиссию и утвердить ее состав приказом руководителя.


Ответственностьза правонарушения, предусмотренная КоАП РФ:
Статья 5.27.1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации
1. Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
2. Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
3. Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
4. Необеспечение работников средствами индивидуальной защиты -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
5. Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1 - 4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.


Яндекс.Метрика